Фигуры высшего эпатажа ГОВАРДА ХЬЮЗА

Говард Хьюз — американский промышленник– предприниматель, инженер, новатор американской авиации, режиссер, кинопродюсер, а также один из самых состоятельных людей в мире. И хотя большей мерой он «знаменит» своей эпатажностью в бытовых привычках и личностных отношениях, в сфере авиации Хьюз также стал известен благодаря своей экстраординарной «стратегии и тактике».

В течение всей своей жизни Говард Хьюз сохранял пылкий интерес ко всему, что касалось летательных аппаратов. Пилотным премудростям он научился в лосанджелесском Rogers Airport у одного из пионеров американской авиации — Мойе Стефенса. А знание технологий разработки неординарных воздушных суден и умение достигать небывалых авиарекордов — это результат личного опыта Хьюза, который смело придумывал свои собственные фигуры высшего авиаэпатажа.

ВЫШЕ, ДАЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ!

Hughes H-1 Racer — наиболее важное «детище» Хьюза с точки зрения внедренных технологий. Конструкция судна предполагала максимальную обтекаемость и позволяла Говарду использовать H-1 как самолет для испытательных полетов. 13 сентября 1953 года Хьюз, пилотируя этот аппарат, поставил своеобразный рекорд скорости — 566 км/ч. Некоторое время эта отметка считалась наивысшей, пока не выяснилось, что в 1929 году Джузеппе Мотта достиг скорости 582 км/ч, а в 1931 году Джордж Стеинфорт — 655 км/ч. Однако Хьюзу все же удалось войти в историю американских рекордов: 19 января 1937 года он совершил трансконтинентальный безпосадочный полет из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк за 7 часов 28 минут и 25 секунд.

ВОКРУГ СВЕТА ЗА 3 ДНЯ

10 июля 1938 года — знаменательный день в биографии авиатора Хьюза, день, когда был установлен еще один значимый рекорд. Говард осуществил кругосветное путешествие на воздушном судне за 91 час (3 дня и 19 часов). Вылетев из НьюЙорка, он проложил свой маршрут через Париж, Москву, Омск, Якутск, Анкоридж и Миннеаполис. Для свершения столь нелекой задачи Хьюз выбрал самолет Lockheed Super Electra, оснащенный самой современной на тот момент радиои навигационной техникой. «Я хочу, чтобы этот полет стал техническим триумфом, который доказал бы, что безопасные авиапутешествия на длинные дистанции — это реальность», — говорил Говард Хьюз. В честь этого события хьюстонский муниципальный аэропорт переименовали на Howard Hughes Airport, однако после того, как жители Хьюстона (штат Техас) проголосовали за некорректность такого решения, аэропорту было возвращено предыдущее название.

ЗА ЗАСЛУГИ

Говард Хьюз получил множество авианаград: в 1936 и 1938 — Harmon Trophy («Выдающемуся авиатору в масштабах всего мира»), в 1938 — Collier Trophy («За величайшие достижения в аэронавтике»), в 1939 — Congressional Gold Medal («За значительные достижении в авиации, которые прославили США»), а в 1940 — Octave Chanute Award («За заслуги и инновации в инженерии»). Однако к признанию своих заслуг Хьюз относился более, чем спокойно: к примеру, на вручение Congressional Gold Medal он так и не явился — тогдашнему президенту США Гарри Трумэну пришлось отправить медаль Говарду по почте.

АВИАЛИНИИ ХЬЮЗА

В 1939 году Хьюз купил большую часть акций TWA (Trans World Airlines) за 7 миллионов долларов, что дало ему полный контроль над одной из крупнейших авиалиний США. Несмотря на этот факт федеральное законодательство запретило ему лично конструировать воздушные судна. Будучи недовольным лучшим представителем авиапарка TWA — Boeing 307 Stratoliners и не имея возможности официально разрабатывать новую модель летательного аппарата, Хьюз заключил тайный контракт с главным конкурентом Boeing’а — компанией Lockheed — на создание пассажирского лайнера Lockheed Constellation.

В 1966 году Хьюзу по решению суда пришлось продать TWA из-за «конфликта интересов» с еще одной его компанией — Hughes Aircraft.

КРУТОЕ ПИКЕ

7 июля 1946 года Говард Хьюз, управляя военным разведывательным аппаратом XF-11, потерпел аварию над ЛосАнджелесом. Утечка топлива привела к обратному шагу лопастей в одном из уравновешивающих воздушных винтов, из-за чего самолет резко отклонился от курса. Хьюз пытался сохранить судно, посадив его на поле для гольфа, но в последние секунды потерял управление: XF-11 упал на городской район Беверли-Хиллз, полностью разрушив три дома. В результате этого проишествия Хьюз получил значительные травмы, однако это не остановило Говарда от желания внедрять инновации. Пребывая в госпитале, он заметил, что конструкция коек не соответствовала реальным потребностям больных. Он вызвал инженеров со своего завода и вместе с ними разработал специальную модель постели с кнопочным управлением, оснащенную легко доступными запасами холодной и горячей воды и управлемую 30 электромоторами.

ЛЕТНЫЙ ГИГАНТ

Hughes H-4 Hercules — единственный экземпляр модели транспортной летающей лодки, разработанный компанией Hughes Aircraft под руководством Говарда Хьюза. Общественность отнеслась к этому проекту с долей скептицизма: 136-тонный самолет с рекордным размахом крыла (98 м) получил прозвище Spruce Goose. Из-за наличия в английском языке двух различных значений слова spruce перевод неофициального названия H-4 Hercules может быть различным, хотя в оба варианта заложен определенный сарказм: «Нарядный Гусь» (намек на пафосность самой концепции подобного судна) или «Еловая Гусыня» (намек на то, что H-4 был сделан из дерева, хотя в действительности это была не ель, а ламинированная береза).

Свой первый и единственный полет Hercules под личным управлением Говарда Хьюза совершил 2 ноября 1947 года: самолет поднялся в воздух на высоту 21 метр и покрыл приблизительно два километра по прямой над гаванью Лос-Анджелеса на скорости 211 км/ч. Сейчас Hughes H-4 Hercules хранится в музее города Лонг-Бич (Калифорния).